Метод гарантированного развития музыкального слуха

Метод гарантированного развития музыкального слуха

Если вы хотите улучшить музыкальный слух, то этот метод для вас. При систематических занятиях по описанной ниже схеме, вы получите гарантированный результат. Этот метод также подойдет тем, кто хочет выучить не только звучание всех основных музыкальных интервалов, но и запомнить их названия.

Музыкальный слух можно подразделить на несколько категорий: относительный (как раз его и развивает этот метод), гармонический и абсолютный звуковысотный. Относительный слух отвечает за распознавание интервалов, вне зависимости от регистра – при наличии этого слуха вы, зная звучание интервала, всегда сможете построить его вверх или вниз от указанной ноты и узнать его на слух при последовательном звучании нот. Гармонический слух – это возможность слышать все ноты, из которых состоит аккорд или, в общем случае, совместное их звучание. Его можно развить играя интервалы, нажимая одновременно клавиши обеих нот, и пропевать отдельные ноты, как если бы интервал был сыгран мелодически, т.е. последовательно. Потом упражнение усложнить до аккордов и т.д. Наличие абсолютного звуковысотного слуха позволяет распознать ноту, вне зависимости от регистра и от инструмента, на котором она была сыграна. Имеется еще одна разновидность музыкального слуха - вокальный слух, который позволяет понять, правильно ли взята нота, не прижат ли звук, достаточно ли дыхания и т.д. Он развивается только во время занятий вокалом и стоит как бы особныком от остальных видов слуха, первые три из которых до некоторой степени взаимосвязаны. Данный метод развивает, в первую очередь, относительный музыкальный слух.

Интервал представляет собой расстояние между двумя нотами. Минимальное расстояние между двумя разными нотами – полтона. Если белая нота соседствует с черной, то интервал между ними полтона – малая секунда (м2). Между ми и фа, а также между си и до нет черных клавиш, но расстояние между ними тоже по полтона. То есть, интервал ми-фа составляет малую секунду, также как и интервал си-до.

Ниже представлен набор упражнений для гарантированного развития слуха. Начните с самого узкого интервала – малой секунды и переходите к следующему только после того, как вы полностью освоите данный интервал и при проверке себя на бесплатном электронном пианино VMPK (скачать бесплатно) (играете ноту наугад и пойте указанный интервал вверх и вниз от данной ноты) вы будете петь правильно в 100 % случаев. Используйте именно электронную клавиатуру, чтобы быть уверенными в точной настройке инструмента. Также вы можете проверить, насколько точно вы усвоили интервалы, распознавая их на слух, используя бесплатную программу GNU Solfege (скачать бесплатно).

При занятии по данному методу уделяйте особое внимание чистоте интонации. Занимайтесь выбранным интервалом каждый день, пропевая все построения данного интервала в своем диапазоне по указанной схеме несколько раз. Данный метод гарантированно поможет вам развить слух. Даже если у вас нет музыкального образования, просто повторяйте за певицей названия нот – самым важным для вас будет только звук. Для тех же, у кого есть потребность освоить музыкальную теорию, этот метод также поможет запомнить все интервалы не только с точки зрения звучания, но и по названиям нот, из которых они состоят.

Общая схема данного упражнения такова (на примере большой секунды – 1 тон). Начинаете от любой самой низкой удобной для вас ноты. Например, от до 1 октавы. Строите интервал вверх. До-ре. Поете «до-ре, до-ре, ла-ла, ла-ла», затем вниз «ре-до, ре-до, ла-ла, ла-ла». Переходите к следующей ноте. Это будет до диез. Поете «до диез -ре диез, до диез -ре диез, ла-ла, ла-ла», затем вниз «ре диез - до диез, ре диез - до диез, ла-ла, ла-ла». Когда при движении вверх дойдете до ноты, где интервалы начнут повторяться, спускаетесь вниз. В данном случае это будет до 2 октавы. В этом случае, спускаясь вниз, пойте сначала верхнюю ноту: «ре-до, ре-до, ла-ла, ла-ла», и еще раз, но вверх «до-ре, до-ре, ла-ла, ла-ла». И двигайтесь вниз по клавиатуре к начальной ноте.
Внимание! Очень важно за 1 занятие пропеть интервал по всему диапазону вверх и обратно вниз, спустившись к начальном ноте, тем самым совершив полный цикл. Это гарантирует симметричное развитие слуха - возможность правильно строить интервалы как вверх, так и вниз от указанной ноты.
Можно также петь название интервала: "большая-секунда, большая-секунда, ла-ла, ла-ла" и т.д. При этом желательно выходить за рамки собственного голосового диапазона и строить интервалы мысленно от любой ноты, чтобы избежать регистровой зависимости, когда слух фактически будет ограничен небольшим участком, а вне него интервалы станет труднее распознавать.

Небольшой комментарий по тому, как составляются названия интервалов на примере большой секунды. Посмотрите на изображение клавиатуры пианино в начале статьи. Черную ноту между «до» и «ре» можно назвать как «до-диез» (если мы идем от ноты «до» вверх), так и «ре-бемоль» (если мы идем от ноты «ре» вниз). Звучит при этом одна и та же нота, но назвать мы ее можем по-разному. Это явление в музыке называется энгармонизмом. Так, в нашем примере, при построении большой секунды вверх поется "до-диез - ре-диез", а при спуске вниз те же ноты называются "ми-бемоль - ре-бемоль". При этом интервал «большая секунда» состоит из целого тона или двух полутонов. Поэтому после ноты «ре-диез» при построении большой секунды вверх мы поем «ми-диез», а не «фа», т.к. после «ре» мы ожидаем следующую ноту, а именно «ми».

Малая секунда (м2), 1/2 тона)






Большая секунда (б2), 2/2 тона)






Малая терция (м3), 3/2 тона)






Большая терция (б3), 4/2 тона)






Чистая кварта (ч4), 5/2 тона)






Тритон (ув4=ум5), 6/2 тона)






Чистая квинта (ч5), 7/2 тона)






Малая секста (м6), 8/2 тона)






Большая секста (б6), 9/2 тона)






Малая септима (м7), 10/2 тона)






Большая септима (б7), 11/2 тона)







Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте:

Комментарии